14281374459209

Любой наёмный работник скажет: хочу трудиться в компании с максимальной свободой (посещения, действий и обязанностей). Большинству не нравятся приказы, инструкции и прочая бумажная волокита.

С точки зрения руководства компании всё наоборот.

Представим себе простой бизнес-процесс без какой-либо формализации. Так, как работает 98% фирм в среде малого и среднего бизнеса: «Вот, Вася, микроволновки, вот касса, за день нужно продать 10 штук».

Проблема №1: отсебятина.
В любой нештатной ситуации продавец будет действовать по наитию — поскольку подсмотреть порядок действий негде. К сожалению, действуя подобным образом, продавец интуитивно преследует личные цели (работать меньше), а не цели компании (зарабатывать больше). Иными словами, продавец будет действовать так, как проще и выгоднее ему. Вплоть до саботажа. Таким образом, разумная формализация процессов прямым образом увеличивает продажи.

Проблема №2: безответственность.
При любом «косяке» продавец будет предоставлять полный набор отмазок из серии «не услышал, не так понял, не так рассказали, не объяснили» и так или иначе освобождать себя от ответственности за случившееся. В случае, когда продавец получил инструкцию, прочёл её и расписался в графе «ознакомлен», руководителю не нужно выслушивать поток оправданий и тратить драгоценное время на анализ ситуации. В этой ситуации формализация повышает уровень ответственности сотрудников (а значит, и лояльность клиентов) и экономит время руководства.

Собственники и управленцы, борющиеся за «свободный дух стартапа», рано или поздно упираются в необходимость формализации процессов — но компания уже успела разрастись до масштабов, когда формализовать её в десятки раз сложнее и дороже, чем на начальном этапе.

Эффективный руководитель всегда будет поддерживать разумный, умеренный уровень бюрократизации компании, даже если эта компания — ларёк с шаурмой.